Профессиональный подход к решению Вашей проблемы

Сопротивление изменениям у созависимых.

В этой статье мы не будем разбираться в различных определениях созависимости, а приведем примеры проявления реактивного поведения у членов семьи зависимого человека (аддикта) в процессе психокоррекционной или психотерапевтической работы.

Мы также придерживаемся точки зрения специалистов по аддиктологии, что созависимость это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт, который необходимо разрешить созависимому в процессе групповой терапии. Сторонами конфликта при этом являются с одной стороны противоречивые действия и отношения с аддиктом (когда созависимые часто говорят, например, что больше не будут давать денег, не позволят с собой "так обращаться", но делают то же самое) и индивидуальная система ценностей, культурных норм, долженствований и т.д. ("я плохая мать, если...", "я должна...", "стыдно, что другие узнают.." и др.).

В процессе групповой терапии эти конфликты выходят "наружу" и выражаются в определенной специфике поведений, суждений и реакций, которые демонстрируют большинство созависимых. Рассмотрим некоторые из них по группам симптомов проявлений созависимости в процессе терапии:

I. Симптомы жертвенного поведения ("позиция жертвы").

  1. Демонстрация пораженческого поведения. Проявляется в "застревании" внимания на несправедливости мира, виновности друзей, государства и т.д.
  2. Пассивная позиция на терапевтической группе. Не участвует в обратной связи группы, чувства держит в себе, "не знаю что чувствую", "все хорошо", "нормально" и т.д.
  3. "Волшебное фантазирование" - "вот если бы мы жили в другом городе...", "если бы он меня послушался", "если бы алкоголь/наркотики запретили", "если бы можно было взять и все поменять" и примерно в том же стиле.
  4. Бездействие на группе в ситуациях, когда необходимо "защищаться". Речь идет о выражении чувства гнева, с этим чувством (а именно с его адекватным выражением) у созависимых большие проблемы. Они его либо напрочь отрицают, либо пытаются минимизировать, давая ему свою негативную внутреннюю оценку - "злиться это некрасиво".
  5. Частые вздохи (что также сигнализирует о подавленном гневе) и частые высказывания о трагическом исходе, что "ничего уже не поможет".
  6. Склонность к преувеличению несчастий (ужастификация) - привычка созависимых, сформированная годами в условиях повторяющихся разрушительных действий. 
  7. Частые сомнения в себе - сегодня. например решимость поступить по-другому, выполнять групповые задания, а завтра разочарование, обесценивание всех предыдущих усилий.
  8. Неспособность поддерживать отношения с другими из-за длительного сосредоточения на проблемах алкоголика/наркомана, и сосредоточении на "токсических эмоциях" - обиды, гнева, вины. Созависимый находится в своей "раковине" из которой ему по-началу очень сложно выбраться и начать взаимодействовать с группой.
  9. Обремененность виной, что в свою очередь мешает трезво смотреть на вещи. Например  мама наркомана скрывала на группе, что сын на "побывке" из реабилитационного центра, когда был дом, пришел поздно (нарушил предписания реабилитации) и проводил время с "употребляющими друзьями". Тем самым создавая ложный фасад "псеводоблагополучия" выздоровления.
  10. Неспособность увидеть несколько вариантов решения проблемы - привычка сосредоточения внимания созависимых на проблеме, причине, а не на поиске решений.
  11. Пассивное и безразличное отношение к личным проблемам ("Мне уже ничего не нужно..", "Лишь бы дети были здоровы...", "Мне не до отдыха...").
  12. Нежелание планировать развитие новых навыков и умений - может выражаться, например, в невыполнении индивидуальных письменных работ, которые давались на группе, либо формальное их выполнение ("для галочки"), невыполнение практических заданий вне группы - тренировка новых вариантов поведения с аддиктом, по разработанному ранее совместно с группой и ведущим плану (терапевтическому договору). При этом находятся классические в этом случае объяснения: ""У меня уже совсем память плохая стала..", "С этим ребенком все забудешь на свете", "Мне было некогда - огород, уборка" и др.
  13. Интерпретирование групповой обратной связи как критикующей и осуждающей - выражается обычно реагированием в виде оправданий, рационализации своего поведения, высказывания или по поводу написанной работы.
  14. Отсутствие противодействия деструктивному поведению алкоголика или наркомана, при этом все время на группе посвящается осуждением зависимого, какой он плохой, но действий никаких не принимается.
  15. Неопределенность положения (размытая роль) - как правило, зависит от "токсических эмоций". Например, сегодня созависимый чувствует себя виноватым за свое возможное агрессивное поведение в отношении наркомана - значит будет "заглаживать вину", "простит последний раз". Завтра гнев из-за обмана зависимого и невыполненных обещаний - значит будду наказывать и упрекать.
  16. Отсутствие эмоциональной вовлеченности - выражается в отсутствии интереса к группе, к увлечениям. хобби, отдыху, к своему внешнему виду.

II. Симптомы недоверия к процессу терапии.

  1. Избирательное участие - стремление созависимого выбрать самому, что выполнять, а что нет. "Забывание" выполнения заданий, полученных в процессе групповой терапии. "Чем мне помогут эти группы? мне нужно ребенка спасать".
  2. Поиск ошибок в терапии созависимости: "Я думал/ла вы мне скажете что делать, а тут ...", "Это занимает слишком много времени, я и так в интернете много про это читала..".
  3. Проверка установленных правил на группе, либо в "терапевтическом договоре" с аддиктом. Может выражаться в сокрытии информации в отношениях с аддиктом.
  4. Обвиняющие реакции в адрес ведущего (например, в случае отказа дать "очередной совет").
  5. Склонность защищаться интеллектуализацией и прожектированием - избегание выражение своих чувств, уклонение на обсуждение других, отвлеченных тем (только не о себе).
  6. Избегание личных и семейных тем для обсуждения на групповой терапии вместо этого - обсуждение проблем в целом.

Какие же задачи ставит перед собой групповая терапии созависимых:

а) повысить способность созависимого к самонаблюдению;

б) повысить ответственность за свое поведение и свою жизнь;

в) развить готовность к нестандартному (творческому) реагированию на зависимость члена семьи;

г) повысить психологическую компетентность и понимание эмоциональных процессов, навыки выражение чувств;

д) изменение вектора в реакции га проблему (вместо прежнего поиска причин - новый поиск решений);

е) развитие гибкости мышления, его реалистичности и повышения ясности происходящего во взаимоотношениях.

В широком смысле здесь речь идет о том, чтобы созависимые участники группы научились гибко строить свое поведение, вышли из стереотипности и "замороженности" мышления, научились в ситуации здесь и теперь взаимодействия с аддиктом находиться вне "предлагаемых" наркоманом/алкоголиком схем поведения.

А это процесс тренировок, здесь нет скороспелых результатов.