Сопротивление изменениям у созависимых.
В этой статье мы не будем разбираться в различных определениях созависимости, а приведем примеры проявления реактивного поведения у членов семьи зависимого человека (аддикта) в процессе психокоррекционной или психотерапевтической работы.
Мы также придерживаемся точки зрения специалистов по аддиктологии, что созависимость это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт, который необходимо разрешить созависимому в процессе групповой терапии. Сторонами конфликта при этом являются с одной стороны противоречивые действия и отношения с аддиктом (когда созависимые часто говорят, например, что больше не будут давать денег, не позволят с собой "так обращаться", но делают то же самое) и индивидуальная система ценностей, культурных норм, долженствований и т.д. ("я плохая мать, если...", "я должна...", "стыдно, что другие узнают.." и др.).
В процессе групповой терапии эти конфликты выходят "наружу" и выражаются в определенной специфике поведений, суждений и реакций, которые демонстрируют большинство созависимых. Рассмотрим некоторые из них по группам симптомов проявлений созависимости в процессе терапии:
I. Симптомы жертвенного поведения ("позиция жертвы").
- Демонстрация пораженческого поведения. Проявляется в "застревании" внимания на несправедливости мира, виновности друзей, государства и т.д.
- Пассивная позиция на терапевтической группе. Не участвует в обратной связи группы, чувства держит в себе, "не знаю что чувствую", "все хорошо", "нормально" и т.д.
- "Волшебное фантазирование" - "вот если бы мы жили в другом городе...", "если бы он меня послушался", "если бы алкоголь/наркотики запретили", "если бы можно было взять и все поменять" и примерно в том же стиле.
- Бездействие на группе в ситуациях, когда необходимо "защищаться". Речь идет о выражении чувства гнева, с этим чувством (а именно с его адекватным выражением) у созависимых большие проблемы. Они его либо напрочь отрицают, либо пытаются минимизировать, давая ему свою негативную внутреннюю оценку - "злиться это некрасиво".
- Частые вздохи (что также сигнализирует о подавленном гневе) и частые высказывания о трагическом исходе, что "ничего уже не поможет".
- Склонность к преувеличению несчастий (ужастификация) - привычка созависимых, сформированная годами в условиях повторяющихся разрушительных действий.
- Частые сомнения в себе - сегодня. например решимость поступить по-другому, выполнять групповые задания, а завтра разочарование, обесценивание всех предыдущих усилий.
- Неспособность поддерживать отношения с другими из-за длительного сосредоточения на проблемах алкоголика/наркомана, и сосредоточении на "токсических эмоциях" - обиды, гнева, вины. Созависимый находится в своей "раковине" из которой ему по-началу очень сложно выбраться и начать взаимодействовать с группой.
- Обремененность виной, что в свою очередь мешает трезво смотреть на вещи. Например мама наркомана скрывала на группе, что сын на "побывке" из реабилитационного центра, когда был дом, пришел поздно (нарушил предписания реабилитации) и проводил время с "употребляющими друзьями". Тем самым создавая ложный фасад "псеводоблагополучия" выздоровления.
- Неспособность увидеть несколько вариантов решения проблемы - привычка сосредоточения внимания созависимых на проблеме, причине, а не на поиске решений.
- Пассивное и безразличное отношение к личным проблемам ("Мне уже ничего не нужно..", "Лишь бы дети были здоровы...", "Мне не до отдыха...").
- Нежелание планировать развитие новых навыков и умений - может выражаться, например, в невыполнении индивидуальных письменных работ, которые давались на группе, либо формальное их выполнение ("для галочки"), невыполнение практических заданий вне группы - тренировка новых вариантов поведения с аддиктом, по разработанному ранее совместно с группой и ведущим плану (терапевтическому договору). При этом находятся классические в этом случае объяснения: ""У меня уже совсем память плохая стала..", "С этим ребенком все забудешь на свете", "Мне было некогда - огород, уборка" и др.
- Интерпретирование групповой обратной связи как критикующей и осуждающей - выражается обычно реагированием в виде оправданий, рационализации своего поведения, высказывания или по поводу написанной работы.
- Отсутствие противодействия деструктивному поведению алкоголика или наркомана, при этом все время на группе посвящается осуждением зависимого, какой он плохой, но действий никаких не принимается.
- Неопределенность положения (размытая роль) - как правило, зависит от "токсических эмоций". Например, сегодня созависимый чувствует себя виноватым за свое возможное агрессивное поведение в отношении наркомана - значит будет "заглаживать вину", "простит последний раз". Завтра гнев из-за обмана зависимого и невыполненных обещаний - значит будду наказывать и упрекать.
- Отсутствие эмоциональной вовлеченности - выражается в отсутствии интереса к группе, к увлечениям. хобби, отдыху, к своему внешнему виду.
II. Симптомы недоверия к процессу терапии.
- Избирательное участие - стремление созависимого выбрать самому, что выполнять, а что нет. "Забывание" выполнения заданий, полученных в процессе групповой терапии. "Чем мне помогут эти группы? мне нужно ребенка спасать".
- Поиск ошибок в терапии созависимости: "Я думал/ла вы мне скажете что делать, а тут ...", "Это занимает слишком много времени, я и так в интернете много про это читала..".
- Проверка установленных правил на группе, либо в "терапевтическом договоре" с аддиктом. Может выражаться в сокрытии информации в отношениях с аддиктом.
- Обвиняющие реакции в адрес ведущего (например, в случае отказа дать "очередной совет").
- Склонность защищаться интеллектуализацией и прожектированием - избегание выражение своих чувств, уклонение на обсуждение других, отвлеченных тем (только не о себе).
- Избегание личных и семейных тем для обсуждения на групповой терапии вместо этого - обсуждение проблем в целом.
Какие же задачи ставит перед собой групповая терапии созависимых:
а) повысить способность созависимого к самонаблюдению;
б) повысить ответственность за свое поведение и свою жизнь;
в) развить готовность к нестандартному (творческому) реагированию на зависимость члена семьи;
г) повысить психологическую компетентность и понимание эмоциональных процессов, навыки выражение чувств;
д) изменение вектора в реакции га проблему (вместо прежнего поиска причин - новый поиск решений);
е) развитие гибкости мышления, его реалистичности и повышения ясности происходящего во взаимоотношениях.
В широком смысле здесь речь идет о том, чтобы созависимые участники группы научились гибко строить свое поведение, вышли из стереотипности и "замороженности" мышления, научились в ситуации здесь и теперь взаимодействия с аддиктом находиться вне "предлагаемых" наркоманом/алкоголиком схем поведения.
А это процесс тренировок, здесь нет скороспелых результатов.
Обязательное поле